Заказ билетов: 72-55-02, tambov.kassy.ru
Версия для слабовидящих

Театры рождаются по-разному.
Одно несомненно: хорошие театры…
рождаются от любви. С. Ландау

1У Тамбовского театра кукол – славная история. Он возник одним из первых в Советском Союзе на базе школьного кружка,

2

организованного в начале 30-х годов прошлого века учителями 6-й Тамбовской школы – супругами Натальей Николаевной и Александром Петровичем Ефимовыми. Выпускники Пензенского училища живописи, они оба были не только талантливыми художниками, но и педагогами по призванию, соединившими в себе любовь к детям, искусству, театру. Они и открыли тамбовской детворе неведомый до того мир театра кукол – живого, воспитывающего добрые чувства, дарящего радость творчества. «Под руководством Александра Петровича и Натальи Николаевны дети мастерили кукол и оформление, клеили, пилили, строгали, шили, красили, изобретали шумовые эффекты. Кроме того, занимались музыкой, пением, художественным чтением, изучали историю живописи, посещали выставки и концерты. Обучение было поставлено на серьезную профессиональную основу», – свидетельствует историк театра С.Г. Ландау. Творческую помощь юным ревнителям искусства оказывал Ленинградский театр кукол Е. Деммени. Главным и любимым персонажем стал бессмертный Петрушка. «Куклу эту, – рассказывает В.Д. Орлова, дочь Дмитрия Дмитриевича Орлова, ученика того самого класса, на базе которого возник школьный театр, – полностью сделала, одела, водила и озвучивала девочка по имени Нила. У Петрушки была носатая, но детская голова, и не было горба… Он был рыжеволосым франтом и менял непременно яркие рубашки и колпаки. Как и старшие школяры, Петрушка носил кожаный ремень поверх рубашки. У Нилки Ивановой был звонкий сильный голос, поэтому от пищика отказались...» (Нила Иванова, а также почти все мальчики того легендарного класса погибли в годы Великой отечественной войны). Кружковцы выступали на школьной сцене, а набравшись опыта, – в других школах, детских садах, близлежащих селах. Школьный театр кукол полюбился тамбовским зрителям.

Вскоре по постановлению Горсовета коллектив получил статус Государственного областного театра кукол и свой «дом» в здании Облдрамтеатра. Первый сезон открылся 4 января 1934 года. Художественным руководителем и основным режиссером театра стала Н.Н. Ефимова. Артистами–кукловодами в первые годы были А. Фадеева (в то время еще ученица 9 класса), Н. Сутырина, Л. Романцова, Т. Лихачёва, В. Воропаев, А. Боев; чуть позже добавились З. Шилинская (Власова), А. Альский, В. Болдырев. Любимицей зрителей была исполнительница роли Петрушки Шура Фадеева. Сын Ефимовых, Вадим Александрович, вспоминал: «Она была яркая личность, душа кружка, а позже – артистка-кукловод, игравшая одновременно и «живые» роли перед ширмой. Она была создана для театра» (в 1942 году Александра Фадеева ушла на фронт, пережила войну, но в театр уже не вернулась). Художником, руководившим созданием кукол и декораций, оставался А.П. Ефимов, а музыку к спектаклям писал молодой талантливый композитор Леонгард Лихачёв, погибший затем на фронте. В музыкальном оформлении участвовал и выдающийся тамбовский композитор Григорий Сметанин. В репертуар театра вошли некоторые спектакли школьного кружка, например, пьесы Ю. Гауша «Самбо» и «Юкки и Лол», а также новые постановки для младших зрителей («Волшебная калоша» Г. Матвеева, «Шестеро товарищей» по сказкам братьев Гримм) и спектакли для школьников среднего возраста («Братья Монгольфье» – о первых воздухоплавателях, или «Колдун» – о первопечатнике Иване Федорове). К столетию гибели А.С. Пушкина поставили «Сказку о попе и работнике его Балде» и «Сказку о Золотой Рыбке». Театр шел непроторенными путями, набирая силу. Не обошли его и беды: в 1937 году был незаконно репрессирован и погиб Александр Петрович Ефимов, а в 1938-ом вспыхнувший в Облдрамтеатре пожар уничтожил помещение и имущество кукольников, спектакли пришлось играть по школам и клубам. После восстановления здания в 1939 году театру кукол отвели его правый флигель, где располагается он и сейчас.
3Война прервала работу театра: многие из тех, кто работал в нем, ушли на фронт. Оставшиеся актеры вели работу со школьниками, выступали в госпиталях. Вновь Тамбовский театр кукол открыл двери для зрителей лишь в 1944 году, радуя детвору и взрослых удивительным творчеством. Руководил театром сразу после войны И.Д. Власов. В начале 50-х коллектив пополнился талантливой молодежью: сюда пришли Р. Алешина, Л. Булгакова, И. Мериин, В. Тюлюкин и другие. Введение в оборот тростевых кукол позволило разнообразить и обогатить выразительные средства. Веселые и добрые спектакли создавали режиссеры М.Н. Олейников, К.И. Линденберг, Ю.В. Смирнов, И.М. Жигунов, Н.И. Никифорова, А.М. Михайлов, художники Г.К. Булгакова, Н.С. Ткачев, Г.А. Харлампиева. Спектакль И. Жигунова «По щучьему велению» (художник Н.Ткачев) в 1958 году был удостоен диплома I степени на Всесоюзном фестивале театров кукол.
Подлинным расцветом театра стал период с 1962 по 1978 год, когда главным режиссером, а затем и директором4 театра был назначен Андрей Петрович Трапани. Он руководил театром как опытный лоцман, который вел свой корабль намеченным курсом, минуя на пути опасные мели и рифы (а их было немало – от бюрократизма чиновников и идеологического давления до проблем финансирования). В театре удалось создать способный творческий ансамбль, когда весь коллектив – от режиссера до работников цехов действовал как хорошо отлаженный организм. Талантливые актеры – Лидия Булгакова, Игорь Поляков, Вячеслав Тюлюкин, Раиса Алёшина, Фаина Перегудова, Сергей Болотов и другие ¬ – составили сильное ядро мастеров сцены. В Тамбове в этот период начинал свою деятельность Валерий Вольховский, ставший впоследствии знаменитым реформатором театра кукол, народным артистом и лауреатом государственной премии России. Особой заботой Трапани была профессиональная учеба коллектива. Создать при театре самостоятельную учебную студию ему не удалось, но занятия по мастерству актера и кукловождению проводил сам режиссер. Многих актеров он направил учиться в специальные театральные ВУЗы (среди них – В. Чадаев, А. Истомин, В. Юдин). Время требовало новых методов работы. Руководитель установил тесную связь с общественными организациями, школами, детскими садами. Тщательно отбирались пьесы с учетом их стилистического, жанрового многообразия и художественных достоинств – лучшие произведения для детей и юношества. Театр искал темы, отражающие проблемы современности, ставил классику для взрослых. Так, в 1966 году А.П. Трапани была осуществлена постановка «Каменного гостя» А.С. Пушкина (худ. Е. Чайко). Поиски художественных форм позволили использовать новые приемы в создании спектаклей. К примеру, соединение кукольного действия с «живым планом» в спектаклях «Баранкин, будь человеком» или «Али-Баба и разбойники» обогатило их выразительность. Результаты перемен не замедлили сказаться. Как говорилось в редакционной статье «Тамбовской правды», посвященной юбилею главного режиссера, «Тамбовский театр кукол вошел в число передовых по республике». Он стал коллективным членом Международного союза деятелей театра кукол (УНИМА) и завоевал такой авторитет, что служил базовым центром для защиты дипломных проектов кукольного отделения ЛГИТМИКа. Здесь пробовали свои силы молодые режиссеры и художники-кукольники. На тамбовской сцене, например, прошли «боевое крещение» неординарные спектакли И. Спектор «По щучьему велению», А. Боева «Любовь к трем апельсинам» (в оформлении также дипломницы Эстер Коган), М. Майсакова «Привет, Карлсон!». Коллектив в эти годы много гастролировал, его знали в Москве, Пензе, Рязани, Харькове, Ростове и других городах СССР. За высокий уровень мастерства, заслуги в нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения многие работники театра были отмечены медалями «За доблестный труд» и грамотами, а их руководитель награжден орденом «Знак почета». Актриса Лидия Ивановна Булгакова в 1971 году первой получила звание «Заслуженная артистка РСФСР».
5Жизнь Тамбовского театра кукол в последние десятилетия прошлого века была отмечена новыми достижениями. В 1978 году директором театра стала Е.М. Аскарова. Режиссерами с 1979 по 2003 год были Н. Одинцов, Н. Леонтьева, А. Истомин, С. Иванников, Д. Смагин, с именами которых связано множество великолепных спектаклей. На разовые постановки приглашались режиссеры из других театров. В 1993 г. спектакль «Дождь» (реж. и худ. С. Иванников) на Международном фестивале «Рязанские смотрины» получил диплом за «самый солнечно-грустный спектакль», тогда же театр стал гостем Международного фестиваля «Посиделки-2» в Воронеже, а через два года спектакль «Волшебное кольцо» (реж. Д. Смагин, худ. С. Иванников) был отмечен дипломом на Международном фестивале «Дни Славянской культуры» в польском городе Жешуве. Высокую оценку получило мастерство и отдельных служителей театра: восемь человек были удостоены звания «Ведущий мастер», двое из них, Анатолий Истомин и Раиса Юдина, звания «Заслуженный артист РФ», директор театра Елена Аскарова стала Заслуженным работником культуры России.
XXI век открыл свою страницу в истории театра. 17 марта 2006 г. главой администрации Тамбовской области было подписано постановление о создании Тамбовского театрального объединения, включившего театр драмы и театр кукол.
Новое учреждение до 2012 г. возглавлял Геннадий Васильевич Колесников, последние годы директором ТОГАУК «Тамбовтеатр» является Петр Иванович Куликов.

6
Изменился внешний вид театра: после капитального ремонта, завершившегося в 2005 году, он обновился и похорошел. Мраморные лестницы, красочные витражи на окнах, нарядные лепные изображения сцен из русских сказок на стенах, стеклянные витрины в фойе с поражающими воображениями кукольными персонажами – все это еще до начала представления вводит ребенка в мир чудесного, мир сказки. Уютный зрительный зал оборудован удобными креслами-трансформерами, позволяющими регулировать высоту сидения. В настоящее время в репертуаре театра более 40 детских спектаклей, а также спектакли для взрослых – «Благодарный журавль» Д. Киноситы (реж. Б. Ходырев, худ. В. Бычкова) и «Ревизор. Экология жизни» Н. Гоголя (реж. А. Томилов, худ. И. Слявчин). В театре работают три заслуженных артиста России – Р. Юдина, Н. Ряснянская, С. Кочергин и много талантливых, преданных искусству актеров – Е. Бурцева, А. Колупаев, О. Пыльнев и другие. Постоянные выездные спектакли знакомят с творчеством кукольников детвору города и области. Театр часто осуществляет обменные гастроли. Участие в региональных («Пушкинские истоки: Коренёвщино», Липецк, 2011г.) и международных («Петровский балаган», Калининград, 2013г.) фестивалях, показ спектаклей в Москве (2009) и Санкт-Петербурге (2013) в рамках проведения Дней культуры Тамбовской области – обогащают коллектив опытом, дарят дружеские связи. На базе нашего театра успешно проходили региональные фестивали кукольного мастерства. А в апреле 2014 года состоялся первый Международный фестиваль театров кукол «Преданья старины глубокой», посвященный 80-летию создания Тамбовского государственного театра кукол и Году культуры в России, участие в котором приняли девять коллективов из России и Белоруссии. К его проведению в Тамбовском областном краеведческом музее открылась выставка «Сказочный мир кукол», где представлены 150 экспонатов из фондов музея и театра. Юбилейный год отмечен еще и тем, что театр получил нового главного режиссера. Им стал Евгений Викторович Пермяков, с творчеством которого коллектив связывает надежду на плодотворную работу. Началась она постановкой «Сотворение мира»… Одним словом, Тамбовский театр кукол живет, развивается и радует зрителя новыми спектаклями, интересными проектами, добрым своим творчеством, любовь к которому объединяет детей и взрослых, помогая поверить в сказку.

Галерея

Контакты

  • icon392036 Россия, г. Тамбов ул. Интернациональная 15
  • iconЭтот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  • icon Администрация: (4752) 72-55-02
    Бухгалтерия : (4752) 72-40-83
    Отдел кадров : (4752) 72-71-77
    Приемная : (4752) 72-23-35
    Факс : (4752) 72-23-35
    Касса: 8 (4752) 72-55-02

Время работы кассы: со вторника по пятницу с 10.00 до 17.00ч.,
перерыв с 13.00 до 14.00ч., в субботу и воскресенье с 10.00 до 14.00ч.
Понедельник - выходной.

Вверх
We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…